st_ef (st_ef) wrote,
st_ef
st_ef

Category:

Чёрная пятница как зеркало российского бизнеса



В эфире рубрика удивительное рядом. Будут картинки. Не переключайте канал.

Российские интернет-магазины в третий раз принимают участие в глобальной акции «Чёрная пятница». Это событие с многолетней историей открывает череду рождественских распродаж. Помимо всего прочего оно призвано избавить продавцов от залежавшегося на складах товара в преддверии новых поставок.

В России эта акция проходит под девизом «Это не распродажа. Это ограбление» — настолько жирные скидки сулят покупателям магазины. Иной раз аж до 90%. Давайте на примере ведущих онлайн-площадок посмотрим, так ли это в действительности и как их владельцы вообще понимают суть этой акции.

Прошу не считать пост проплаченным. Всё ниже сказанное — просто-напросто зафиксированные наблюдения, которые приняли форму своеобразного хит-парада.

3 место
Открывает наш бесстрастный хит-парад этого аттракциона неслыханной щедрости магазин Юлмарт.

Скажу сразу, я регулярно делаю там покупки, и в ряде случаев (хотя и не всегда) там действительно можно приобрести товары дешевле, чем, например, в том же Медиамаркте (который не знаю кого обманывает, внушая простофилям сказку про свои баснословно низкие цены).

Поскольку у меня есть аккаунт в Юлмарте, то я получаю их новостную рассылку. Вот какое письмо пришло мне накануне акции (см. рис 1). Обратим внимание на красочную картинку с енотом.


Рис. 1


Как следует из письма, обещанные скидки составят до 70%. Но стоит перейти на сайт по ссылке в письме, и мы видим уже другую картину. Секунды не прошло, как размер скидок волшебным образом сократился на 5%. Но енот счастлив и от таких (см. рис. 2).


Рис. 2

Хотя я знаю, как подобное происходит. Где-то что-то недосогласовали, дизайнеру вовремя не отправили правки, а потом забыли или не успели исправить — и вот результат. не скажу, что меня всё это как-то огорчило. Гораздо интереснее суммы скидок ассортимент предлагаемых товаров. Об этом сейчас и поговорим.

2 место
Идём далее. Номер два нашего рейтинга — магазин МТС.

О, это просто россыпь фантастических предложений, которые заставляют сердце биться чаще. От таких щедрот барских голова идёт кругом, честное слово. Мы сразу перейдём к списку товаров с максимальной заявленной продавцом скидкой — 80%. И что же видим?

Там 5 товаров. Буквами напишу: пять.

Зато каких! Глаза разбегаются: 3 проводка, чехольчик для телефона и — барабанная дробь! — набор переходников для сим-карт (см. рис. 3).

Такая щедрость умиляет настолько, что хочется лечь на пол, глядеть в потолок и тихо плакать от счастья, чтоб слёзы скатывались прямиком в уши.

Рис. 3

Кто-то спросит: «а чего, дескать, ты только 80% посмотрел? Глянь-ка, скидок-то других видимо-невидимо».

Возражу своему воображаемому оппоненту. Это «Чёрная пятница», дружок. Скидки ниже 50% мы даже рассматривать не будем, потому как 5-10-20-30 процентов — это стандартные сезонные скидки. Никому не нужна зимняя обувь в апреле, поэтому её распродают в 1,5-2 раза дешевле. К электронике и технике это относится не в меньшей степени, потому что эти товары тоже имеют свойство устаревать. При современном темпе производства новые модели и устройства появляются на рынке чуть ли не каждый месяц.

Так что чёрная пятница на то и чёрная, чтобы по-чёрному бомбить неокрепшие умы и слабую силу воли потребителя жирными скидками. Мы же в обществе потребления живём, дружок, ты не забыл? Поэтому только максимальные скидки, только хардкор.

Но разве 80 процентов — самая большая скидка этой акции? Как станет ясно далее, совсем нет.

1 место
На магазине МТС я собирался было завершить свой обзор, если бы не один экспонат, который попал мне на глаза совершенно случайно и заткнул за пояс предыдущих участников забега. Он переплюнул их настолько, что Сергей Бубка локти кусает от зависти. Этот кандидат заслуженно возглавляет наш хит-парад. Я сразу покажу картинку (см. рис. 4).


Рис. 4

Да-да, вам не показалось. Скидка 93% и первоначальная цена 49 000 рублей. За детский пластиковый самокат. 49 000 кусков, Карл!

Вижу, что слушатель с дальнего ряда тянет руку, а его уста беззвучно произносят «Ка-а-а-ак?»

Я расскажу. Для этого разыграем небольшую сценку, включите воображение.

Итак, приходит директор магазина к менеджерам.

Директор: Короче, у нас с лета остались самокаты не распроданы. Всё из-за вас, бездельники. Кому они щас нахрен нужны зимой?
Менеджер 1: А у меня дочка по квартире катается.
Директор: Заткнись, дурак. Не знаю как, но придумайте, как эту шнягу впарить посреди зимы.
Менеджер 1: А может, вместо колёс приделать лыжи, и будет детский розовый снегокат?
Директор: Не беси меня. А то лыжи я приделаю тебе!
Менеджер 2: Вы же знаете знаменитый приём стимуляции продаж? Надо задрать цену, а затем сделать скидку.
Менеджер 1 (благоговейным шёпотом): Манипуляция!
Директор: Гениально! Не зря свой кусок ешь.
Менеджер 1: А какую сделаем скидку?
Директор: Такую, чтоб на сайте Чёрной пятницы, когда вводишь сортировку по наибольшей скидке, мы были на самом верху!
Менеджер 1 (с дрожью в голосе): 90 процентов?
Директор: 93!
Менеджер 1 и Менеджер 2 (переглядываясь): ???
Директор: Я 93-го года рождения.
Менеджер 1: Но ведь при такой скидке самокат должен стоить... должен стоить... пять-де-сят тыся...

Директор зажимает ему рот и утаскивает на склад приделывать к нему лыжи.

Занавес.

Но с театральных подмостков вернёмся на торговые площади онлайн-магазинов. Вот что думает Яндекс.маркет о стоимости такого самоката (см. рис. 5):


Рис. 5

Кстати, на сайте самогО магазина указана адекватная цена безо всякого там детсадовского мухлежа. Но для сайта Чёрной пятницы менеджеры решили ни в чём себе не отказывать. Гулять так гулять! Кому ж охота, чтоб ему лыжи приделали.

Уже ль так плохо всё?
Справедливости ради отмечу, что не всё участники акции подошли к сезону распродаж с таким своеобразным размахом. Например, магазины Philips и Olympus делают покупателям действительно интересные предложения по действительно интересным скидкам. А не занимаются шарлатанством в виде скидок на защитные плёнки для экранов, которые и без этих скидок стоят копейки. Но то компании западные, которые понимают, что сезон распродаж — это не банальное средство наживы на доверчивых потребителях, а способ привести в свой стан покупателя и превратить его в лояльного клиента. Одним словом, политика их клиентоориентирована куда в большей степени, чем это могут и умеют российские предприниматели. Непатриотично, но факт.

Закатать губу
Главный закон бизнеса: бизнес должен приносить доход. Если бизнес доход не приносит, это не бизнес, а благотворительность. Никто в убыток себе работать не хочет и не должен. Эти аксиомы ясны и понятны. И никто не вправе требовать от продавцов каких-то заоблачных скидок. Скидки — это инициатива самого продавца, чаще всего вызванная экономической необходимостью и продиктованная рыночной конъюнктурой. Это тоже всё понятно.

И вроде как не придершься к продавцам, принявшим участие в акции. Регламент соблюдён: скидки есть, и есть даже скидища. Ассортимент тоже присутствует.

Маловато будет!
Но что ж не так?

А то, что в российских онлайн-магазинах акция носит больше номинальный характер, превращаясь из эффективного средства реализации товара и привлечения лояльного покупателя в рекламную кампанию с дутым предложением.

Львиная доля товаров (я смотрел в основном сегмент компьютеров и мобильной электроники) рассчитана либо на совсем неискушённого покупателя (предлагает малоинтересные товары), либо имеет совсем уж наивные и робкие скидки, неотличимые от сезонных предложений. Что на фоне вдвое подорожавшего доллара вообще не предлагает никакого преимущества.

Часто скидки делаются на и без того дешёвые товары, как то устройства начального уровня, аксессуары к гаджетам вроде чехлов и защитных плёнок. То есть, на то, что и безо всяких скидок стоит не таких уж больших денег. Например, магазин Pleer.ru, где я когда-то весьма активно совершал покупки, выбросил на акцию кучу хлама. И это их полное право, прошу заметить. Я не критикую, а констатирую факт.

К тому же наблюдаются манипуляции со скидками (причём не только в случае с детским самокатом), когда стоимость товара искусственно завышается для участия в акции, тогда как накануне этот товар без скидки стоил столько же, сколько сейчас со скидкой.

Одним словом, ловкость рук и никакого мошенничества.

Не знаю, как обстоит дело в других сегментах, не присматривался. Хотя видел, что ассортимент товаров широк — от маникюрных ножниц и пилочек для ногтей до немецких автомобилей и квартир в новостройках.

В общем, акция удручает, чего уж там. Но такова особенность распродажи «Чёрная пятница» у отечественных продавцов.

А вы что-нибудь покупаете по этой акции?
Tags: бу-бу-бу
Subscribe

Posts from This Journal “бу-бу-бу” Tag

  • Чистое искусство (2016)

    Давно не выступал с рецензией на фильм. Сегодня предметом моего отзыва станет новинка этого года, фильм отечественного производства «Чистое…

  • Несколько наблюдений про ЖЖ

    ЖЖ давно уже можно расшифровывать как жёлтый журнал. В топе одна желтуха, хоть не заглядывай. Или заказуха. Или истерика или срач. Апогей загнившего…

  • Когда коту заняться нечем...

    Когда блогерам не о чем писать, они пишут друг про друга. Сделал такое наблюдение по итогам чистки топа ЖЖ. Забанил повёрнутых на политике,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments