?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Чёрная пятница как зеркало российского бизнеса
osminog
st_ef


В эфире рубрика удивительное рядом. Будут картинки. Не переключайте канал.

Российские интернет-магазины в третий раз принимают участие в глобальной акции «Чёрная пятница». Это событие с многолетней историей открывает череду рождественских распродаж. Помимо всего прочего оно призвано избавить продавцов от залежавшегося на складах товара в преддверии новых поставок.

В России эта акция проходит под девизом «Это не распродажа. Это ограбление» — настолько жирные скидки сулят покупателям магазины. Иной раз аж до 90%. Давайте на примере ведущих онлайн-площадок посмотрим, так ли это в действительности и как их владельцы вообще понимают суть этой акции.

Прошу не считать пост проплаченным. Всё ниже сказанное — просто-напросто зафиксированные наблюдения, которые приняли форму своеобразного хит-парада.

3 место
Открывает наш бесстрастный хит-парад этого аттракциона неслыханной щедрости магазин Юлмарт.

Скажу сразу, я регулярно делаю там покупки, и в ряде случаев (хотя и не всегда) там действительно можно приобрести товары дешевле, чем, например, в том же Медиамаркте (который не знаю кого обманывает, внушая простофилям сказку про свои баснословно низкие цены).

Поскольку у меня есть аккаунт в Юлмарте, то я получаю их новостную рассылку. Вот какое письмо пришло мне накануне акции (см. рис 1). Обратим внимание на красочную картинку с енотом.


Рис. 1


Как следует из письма, обещанные скидки составят до 70%. Но стоит перейти на сайт по ссылке в письме, и мы видим уже другую картину. Секунды не прошло, как размер скидок волшебным образом сократился на 5%. Но енот счастлив и от таких (см. рис. 2).


Рис. 2

Хотя я знаю, как подобное происходит. Где-то что-то недосогласовали, дизайнеру вовремя не отправили правки, а потом забыли или не успели исправить — и вот результат. не скажу, что меня всё это как-то огорчило. Гораздо интереснее суммы скидок ассортимент предлагаемых товаров. Об этом сейчас и поговорим.

2 место
Идём далее. Номер два нашего рейтинга — магазин МТС.

О, это просто россыпь фантастических предложений, которые заставляют сердце биться чаще. От таких щедрот барских голова идёт кругом, честное слово. Мы сразу перейдём к списку товаров с максимальной заявленной продавцом скидкой — 80%. И что же видим?

Там 5 товаров. Буквами напишу: пять.

Зато каких! Глаза разбегаются: 3 проводка, чехольчик для телефона и — барабанная дробь! — набор переходников для сим-карт (см. рис. 3).

Такая щедрость умиляет настолько, что хочется лечь на пол, глядеть в потолок и тихо плакать от счастья, чтоб слёзы скатывались прямиком в уши.

Рис. 3

Кто-то спросит: «а чего, дескать, ты только 80% посмотрел? Глянь-ка, скидок-то других видимо-невидимо».

Возражу своему воображаемому оппоненту. Это «Чёрная пятница», дружок. Скидки ниже 50% мы даже рассматривать не будем, потому как 5-10-20-30 процентов — это стандартные сезонные скидки. Никому не нужна зимняя обувь в апреле, поэтому её распродают в 1,5-2 раза дешевле. К электронике и технике это относится не в меньшей степени, потому что эти товары тоже имеют свойство устаревать. При современном темпе производства новые модели и устройства появляются на рынке чуть ли не каждый месяц.

Так что чёрная пятница на то и чёрная, чтобы по-чёрному бомбить неокрепшие умы и слабую силу воли потребителя жирными скидками. Мы же в обществе потребления живём, дружок, ты не забыл? Поэтому только максимальные скидки, только хардкор.

Но разве 80 процентов — самая большая скидка этой акции? Как станет ясно далее, совсем нет.

1 место
На магазине МТС я собирался было завершить свой обзор, если бы не один экспонат, который попал мне на глаза совершенно случайно и заткнул за пояс предыдущих участников забега. Он переплюнул их настолько, что Сергей Бубка локти кусает от зависти. Этот кандидат заслуженно возглавляет наш хит-парад. Я сразу покажу картинку (см. рис. 4).


Рис. 4

Да-да, вам не показалось. Скидка 93% и первоначальная цена 49 000 рублей. За детский пластиковый самокат. 49 000 кусков, Карл!

Вижу, что слушатель с дальнего ряда тянет руку, а его уста беззвучно произносят «Ка-а-а-ак?»

Я расскажу. Для этого разыграем небольшую сценку, включите воображение.

Итак, приходит директор магазина к менеджерам.

Директор: Короче, у нас с лета остались самокаты не распроданы. Всё из-за вас, бездельники. Кому они щас нахрен нужны зимой?
Менеджер 1: А у меня дочка по квартире катается.
Директор: Заткнись, дурак. Не знаю как, но придумайте, как эту шнягу впарить посреди зимы.
Менеджер 1: А может, вместо колёс приделать лыжи, и будет детский розовый снегокат?
Директор: Не беси меня. А то лыжи я приделаю тебе!
Менеджер 2: Вы же знаете знаменитый приём стимуляции продаж? Надо задрать цену, а затем сделать скидку.
Менеджер 1 (благоговейным шёпотом): Манипуляция!
Директор: Гениально! Не зря свой кусок ешь.
Менеджер 1: А какую сделаем скидку?
Директор: Такую, чтоб на сайте Чёрной пятницы, когда вводишь сортировку по наибольшей скидке, мы были на самом верху!
Менеджер 1 (с дрожью в голосе): 90 процентов?
Директор: 93!
Менеджер 1 и Менеджер 2 (переглядываясь): ???
Директор: Я 93-го года рождения.
Менеджер 1: Но ведь при такой скидке самокат должен стоить... должен стоить... пять-де-сят тыся...

Директор зажимает ему рот и утаскивает на склад приделывать к нему лыжи.

Занавес.

Но с театральных подмостков вернёмся на торговые площади онлайн-магазинов. Вот что думает Яндекс.маркет о стоимости такого самоката (см. рис. 5):


Рис. 5

Кстати, на сайте самогО магазина указана адекватная цена безо всякого там детсадовского мухлежа. Но для сайта Чёрной пятницы менеджеры решили ни в чём себе не отказывать. Гулять так гулять! Кому ж охота, чтоб ему лыжи приделали.

Уже ль так плохо всё?
Справедливости ради отмечу, что не всё участники акции подошли к сезону распродаж с таким своеобразным размахом. Например, магазины Philips и Olympus делают покупателям действительно интересные предложения по действительно интересным скидкам. А не занимаются шарлатанством в виде скидок на защитные плёнки для экранов, которые и без этих скидок стоят копейки. Но то компании западные, которые понимают, что сезон распродаж — это не банальное средство наживы на доверчивых потребителях, а способ привести в свой стан покупателя и превратить его в лояльного клиента. Одним словом, политика их клиентоориентирована куда в большей степени, чем это могут и умеют российские предприниматели. Непатриотично, но факт.

Закатать губу
Главный закон бизнеса: бизнес должен приносить доход. Если бизнес доход не приносит, это не бизнес, а благотворительность. Никто в убыток себе работать не хочет и не должен. Эти аксиомы ясны и понятны. И никто не вправе требовать от продавцов каких-то заоблачных скидок. Скидки — это инициатива самого продавца, чаще всего вызванная экономической необходимостью и продиктованная рыночной конъюнктурой. Это тоже всё понятно.

И вроде как не придершься к продавцам, принявшим участие в акции. Регламент соблюдён: скидки есть, и есть даже скидища. Ассортимент тоже присутствует.

Маловато будет!
Но что ж не так?

А то, что в российских онлайн-магазинах акция носит больше номинальный характер, превращаясь из эффективного средства реализации товара и привлечения лояльного покупателя в рекламную кампанию с дутым предложением.

Львиная доля товаров (я смотрел в основном сегмент компьютеров и мобильной электроники) рассчитана либо на совсем неискушённого покупателя (предлагает малоинтересные товары), либо имеет совсем уж наивные и робкие скидки, неотличимые от сезонных предложений. Что на фоне вдвое подорожавшего доллара вообще не предлагает никакого преимущества.

Часто скидки делаются на и без того дешёвые товары, как то устройства начального уровня, аксессуары к гаджетам вроде чехлов и защитных плёнок. То есть, на то, что и безо всяких скидок стоит не таких уж больших денег. Например, магазин Pleer.ru, где я когда-то весьма активно совершал покупки, выбросил на акцию кучу хлама. И это их полное право, прошу заметить. Я не критикую, а констатирую факт.

К тому же наблюдаются манипуляции со скидками (причём не только в случае с детским самокатом), когда стоимость товара искусственно завышается для участия в акции, тогда как накануне этот товар без скидки стоил столько же, сколько сейчас со скидкой.

Одним словом, ловкость рук и никакого мошенничества.

Не знаю, как обстоит дело в других сегментах, не присматривался. Хотя видел, что ассортимент товаров широк — от маникюрных ножниц и пилочек для ногтей до немецких автомобилей и квартир в новостройках.

В общем, акция удручает, чего уж там. Но такова особенность распродажи «Чёрная пятница» у отечественных продавцов.

А вы что-нибудь покупаете по этой акции?
Метки:

Записи из этого журнала по тегу «бу-бу-бу»

  • Чистое искусство (2016)

    Давно не выступал с рецензией на фильм. Сегодня предметом моего отзыва станет новинка этого года, фильм отечественного производства «Чистое…

  • Несколько наблюдений про ЖЖ

    ЖЖ давно уже можно расшифровывать как жёлтый журнал. В топе одна желтуха, хоть не заглядывай. Или заказуха. Или истерика или срач. Апогей загнившего…

  • Когда коту заняться нечем...

    Когда блогерам не о чем писать, они пишут друг про друга. Сделал такое наблюдение по итогам чистки топа ЖЖ. Забанил повёрнутых на политике,…